ЕГЭ Русский язык. Задание 24: Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания (самопроверка и/или онлайн-тест). Подробный анализ заданий по русскому языку в 11 классе. За правильное выполнение данного задания можно получить максимум 1 балл.
Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».
Задание 24 проверяет умение понимать лексическое значение слова в зависимости от смысловых связей между словами.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 24
- Прочитайте задание, отметьте, какую именно лексическую единицу надо найти. Вспомните особенности содержания названных пластов лексики.
- Внимательно прочитайте предложения, указанные в задании.
- Проверьте все слова на наличие характерных смысловых особенностей. Сопоставьте похожие по признакам слова и выберите соответствующее заданию. Запишите слово/слова в бланк ответа № 1.
При выполнении задания № 24 от обучающихся требуется найти в указанном отрывке текста определённую лексическую единицу (синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, фразеологизм) или определить, какое лексическое значение имеет в указанном тексте то или иное слово. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. За фактами скрыт смысл, за каждой мыслью скрыта причина: почему та или другая мысль именно такова. От читателя требуется аналитическая работа: через слово понять смысл. Значит, чтобы опознать слово, надо вдумываться в смысл. Повторите по таблицам, приведённым ниже, особенности смысла разных лексических единиц, а затем, при опознавании их в тексте, действуйте по алгоритму.
Задание 24 (пример с объяснением)
Ответ: ___________.
Объяснение выбора правильного ответа
Важно обратить внимание, что в задании требуется найти антонимичную пару. При проверке значения антонимов надо отметить, что это слова, принадлежащие одной части речи и противоположные по смыслу. В таблице приведён пример «вперёд – назад», «сильный – слабый».
Хороший приём – проверить только те слова в заданном фрагменте текста, которые могут иметь антонимы. Слово «много» может иметь антоним «мало», но в тексте этого антонима нет. Глагол «оправдывают» – антоним «осуждают». Существительное «ответ» в значении «ответственность» только в данном контексте может иметь антоним «безответственность». А вот субстантивированные прилагательные «плохое» и «хорошее» из предложения 46 действительно являются антонимами и представлены в тексте. Их и надо записать в ответ.
В Бланке ответов указываем: ПЛОХОЕХОРОШЕЕ
АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК
Для выпускников не представляет особой сложности определение в тексте семантики слова, употреблённого в переносном значении, поиск в рамках текста синонимов, антонимов, неологизмов, терминов и т. п. Значительно труднее им находить речевые (контекстные, контекстуальные) синонимы и антонимы, то есть слова, которые, будучи вырванными из контекста, не являются синонимами или антонимами. Например, слова народ и население вне контекста имеют тождественное значение и являются синонимами. В отрывке же из текста В. С. Непомнящего («Не читая „Онегина», не зная „Преступления и наказания», „Обломова», „Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там „народ“! Нас и так уже иначе как „населением“ не называют») эти слова приобретают противоположный смысл и становятся речевыми антонимами. Поэтому, читая текст, необходимо внимательно присматриваться не только к прямым, но и к переносным употреблениям слов.
Особые трудности испытывают ученики при определении фразеологизмов.
Правила, которые необходимо повторить
В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ (ссылка для перехода к проверяемым правилам русского языка):
- лексическое значение слова;
- синонимы, антонимы, омонимы;
- контекстные (контекстуальные) синонимы
- контекстные (контекстуальные) антонимы
- паронимы;
- заимствованные слова
- устаревшие слова
- диалектные слова, жаргонизмы, профессиональные слова;
- слова с разговорной окраской
- книжные слова
- фразеологизмы
Для выполнения задания нужно повторить, какие типы значений могут быть у слова, на какие группы делятся слова в зависимости от оттенков значения, проявляющихся в контексте – в связи с другими словами. Они представлены в таблицах 24.1–24.7.
Таблица 24.1. ЛЕКСИКА
Лексическое значение (что обозначает слово) | СЛОВО Самостоятельная часть речи | Грамматическое значение |
Предмет мебели | Стол | Имя сущ., муж. р., ед. ч., И. п. |
Таблица 24.2. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
Таблица 24.3. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА по сопоставимости с другими словами
Таблица 24.4. УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА
Таблица 24.5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ
Исконно русская лексика | Заимствованная лексика |
поле, небо, земля, река, ветер | жалюзи, мольберт, яхтсмен |
Таблица 24.6. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА СЛОВ
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, используемые для названия отдельных предметов, признаков, действий. Во фразеологизме, в отличие от свободного словосочетания, лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все словосочетание в целом. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова: зарубить на носу – запомнить; как в воду глядеть – предвидеть.
Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы, антонимы, например, у фразеологизма тёртый калач (в значении «опытный человек») есть фразеологизм–синоним стреляный воробей.
Фразеологизм характеризует все стороны жизни человека: отношение к труду (золотые руки, бить баклуши); отношение к другим людям (закадычный друг, медвежья услуга); личные достоинства и недостатки (водить за нос, задирать нос, не терять головы).
В предложении фразеологизм является единым членом предложения: подлежащим, сказуемым, дополнением или обстоятельством – в зависимости от того, какой частью речи он может быть заменён.
Таблица 24.7. ПРИЗНАКИ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ
Тренировочные задания (самопроверка)
№ 24.1. Выпишите словосочетание, в котором слово употреблено в прямом значении:
сердечный (человек)
сердечный (приём)
сердечная (мышца).
№ 24.2. Выпишите словосочетание, в котором слово употреблено в прямом значении:
глухой голос
глухой старик
глухой переулок
глухой согласный
глухая ночь.
№ 24.3. Выпишите словосочетания, в которых слово употреблено в переносном значении:
брать (палку)
брать (город)
брать (высоту).
№ 24.4. Из предложения выпишите синонимы. К языковым или контекстным их следует отнести?
Как хорошо, как удивительно, как прекрасно!
№ 24.5. Из предложения выпишите синонимы. К языковым или контекстным их следует отнести?
Замысел поэта то зримо, явственно, отдельными строками или целыми строфами, то невнятно, туманно, смутно проступает в его душе.
Вы смотрели: ЕГЭ Русский язык. Задание 24: Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания (самопроверка и/или онлайн-тест).
Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».