ЕГЭ по русскому языку. Задание 24

ЕГЭ Русский язык. Задание 24: Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания (самопроверка и/или онлайн-тест). Подробный анализ заданий по русскому языку в 11 классе. За правильное выполнение данного задания можно получить максимум 1 балл.

Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».

Задание 24 проверяет умение понимать лексическое значение слова в зависимости от смысловых связей между словами.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 24

  1. Прочитайте задание, отметьте, какую именно лексическую единицу надо найти. Вспомните особенности содержания названных пластов лексики.
  2. Внимательно прочитайте предложения, указанные в задании.
  3. Проверьте все слова на наличие характерных смысловых особенностей. Сопоставьте похожие по признакам слова и выберите соответствующее заданию. Запишите слово/слова в бланк ответа № 1.

При выполнении задания № 24 от обучающихся требуется найти в указанном отрывке текста определённую лексическую единицу (синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, фразеологизм) или определить, какое лексическое значение имеет в указанном тексте то или иное слово. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. За фактами скрыт смысл, за каждой мыслью скрыта причина: почему та или другая мысль именно такова. От читателя требуется аналитическая работа: через слово понять смысл. Значит, чтобы опознать слово, надо вдумываться в смысл. Повторите по таблицам, приведённым ниже, особенности смысла разных лексических единиц, а затем, при опознавании их в тексте, действуйте по алгоритму.


Задание 24 (пример с объяснением)

ЕГЭ по русскому языку. Задание 24

24 Из предложений 43–46 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: ___________.

Объяснение выбора правильного ответа

Важно обратить внимание, что в задании требуется найти антонимичную пару. При проверке значения антонимов надо отметить, что это слова, принадлежащие одной части речи и противоположные по смыслу. В таблице приведён пример «вперёд – назад», «сильный – слабый».

Хороший приём – проверить только те слова в заданном фрагменте текста, которые могут иметь антонимы. Слово «много» может иметь антоним «мало», но в тексте этого антонима нет. Глагол «оправдывают» – антоним «осуждают». Существительное «ответ» в значении «ответственность» только в данном контексте может иметь антоним «безответственность». А вот субстантивированные прилагательные «плохое» и «хорошее» из предложения 46 действительно являются антонимами и представлены в тексте. Их и надо записать в ответ.

В Бланке ответов указываем: ПЛОХОЕХОРОШЕЕ


 

АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК

Для выпускников не представляет особой сложности определение в тексте семантики слова, употреблённого в переносном значении, поиск в рамках текста синонимов, антонимов, неологизмов, терминов и т. п. Значительно труднее им находить речевые (контекстные, контекстуальные) синонимы и антонимы, то есть слова, которые, будучи вырванными из контекста, не являются синонимами или антонимами. Например, слова народ и население вне контекста имеют тождественное значение и являются синонимами. В отрывке же из текста В. С. Непомнящего («Не читая „Онегина», не зная „Преступления и наказания», „Обломова», „Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там „народ“! Нас и так уже иначе как „населением“ не называют») эти слова приобретают противоположный смысл и становятся речевыми антонимами. Поэтому, читая текст, необходимо внимательно присматриваться не только к прямым, но и к переносным употреблениям слов.

Особые трудности испытывают ученики при определении фразеологизмов.


 

Правила, которые необходимо повторить

В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ (ссылка для перехода к проверяемым правилам русского языка):

Для выполнения задания нужно повторить, какие типы значений могут быть у слова, на какие группы делятся слова в зависимости от оттенков значения, проявляющихся в контексте – в связи с другими словами. Они представлены в таблицах 24.1–24.7.

Таблица 24.1. ЛЕКСИКА

Лексическое значение (что обозначает слово) СЛОВО Самостоятельная часть речи Грамматическое значение
Предмет мебели Стол Имя сущ., муж. р., ед. ч., И. п.

 

Таблица 24.2. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

ЕГЭ по русскому языку. Задание 24

Таблица 24.3. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА по сопоставимости с другими словами

ЕГЭ по русскому языку. Задание 24

Таблица 24.4. УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА

ЕГЭ по русскому языку. Задание 24

Таблица 24.5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВ

Исконно русская лексика Заимствованная лексика
поле, небо, земля, река, ветер жалюзи, мольберт, яхтсмен

 

Таблица 24.6. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА СЛОВ

ЕГЭ по русскому языку. Задание 24

 

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, используемые для названия отдельных предметов, признаков, действий. Во фразеологизме, в отличие от свободного словосочетания, лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а все словосочетание в целом. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова: зарубить на носу – запомнить; как в воду глядеть – предвидеть.

Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы, антонимы, например, у фразеологизма тёртый калач (в значении «опытный человек») есть фразеологизм–синоним стреляный воробей.

Фразеологизм характеризует все стороны жизни человека: отношение к труду (золотые руки, бить баклуши); отношение к другим людям (закадычный друг, медвежья услуга); личные достоинства и недостатки (водить за нос, задирать нос, не терять головы).

В предложении фразеологизм является единым членом предложения: подлежащим, сказуемым, дополнением или обстоятельством – в зависимости от того, какой частью речи он может быть заменён.

Таблица 24.7. ПРИЗНАКИ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ

ЕГЭ по русскому языку. Задание 24

 

Тренировочные задания (самопроверка)

№ 24.1. Выпишите словосочетание, в котором слово употреблено в прямом значении:
сердечный (человек)
сердечный (приём)
сердечная (мышца).

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: сердечная (мышца). Прямое значение прилагательного «сердечный» – имеющий отношение к органу человека. В остальных двух примерах прилагательное выступает в переносном значении: сердечный приём, человек – задушевный, искренний.

№ 24.2. Выпишите словосочетание, в котором слово употреблено в прямом значении:
глухой голос
глухой старик
глухой переулок
глухой согласный
глухая ночь.

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: глухой (старик), в прямом значении означает «лишённый слуха». Во всех остальных примерах прилагательное употреблено в переносном значении: глухой (голос), глухой (согласный) – значение «незвонкий»; глухой (переулок), глухая (ночь) – значение «тихий, без проявления жизни».

№ 24.3. Выпишите словосочетания, в которых слово употреблено в переносном значении:
брать (палку)
брать (город)
брать (высоту).

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: брать (город) – «овладевать, захватывать»; брать (высоту ) – «преодолевать». В прямом значении слово выступает в словосочетании брать (палку), которое имеет значение «захватывать рукой, принимать в руки».

№ 24.4. Из предложения выпишите синонимы. К языковым или контекстным их следует отнести?
Как хорошо, как удивительно, как прекрасно! 

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: хорошо, удивительно, прекрасно (языковые).

№ 24.5. Из предложения выпишите синонимы. К языковым или контекстным их следует отнести?
Замысел поэта то зримо, явственно, отдельными строками или целыми строфами, то невнятно, туманно, смутно проступает в его душе. 

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: зримо, явственно (языковые), невнятно, туманно, смутно (контекстные).

 


Вы смотрели: ЕГЭ Русский язык. Задание 24: Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания (самопроверка и/или онлайн-тест).

Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».

Добавить комментарий

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней