ЕГЭ по русскому языку. Задание 3

ЕГЭ Русский язык. Задание 3: Лексическое значение слова. Материалы для подготовки. Алгоритм выполнения задания. Примеры с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок.

Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».


Общий анализ заданий 1-3 

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 3

1. В задании предлагается определить, в каком значении употреблено в микротексте одно из слов. В словарной статье, данной в задании, приводится от трёх и более значений. Следовательно, в тексте пропущено многозначное слово. Выполнение этого задания нельзя назвать сложным.

2. Запомните, что многозначными являются те слова, которые имеют два и более значения. Все значения многозначных слов одновременно существуют только в толковом словаре, фрагмент которого (словарная статья) и даётся в задании. В речи же любое многозначное слово всегда употребляется только в одном значении, определить которое вам и предстоит.

3. Вы уже прочитали микротекст несколько раз, выполняя предыдущие задания. А теперь прочитайте его ещё раз и найдите в указанном предложении необходимое слово.

4, Изучите последовательно все значения слова,  данные в словарной статье. Помните о том, что первым стоит прямое значение, а остальные, как правило, переносные (хотя прямых может быть и несколько, а помета перен. не всегда ставится: например, при метафорах она отсутствует).

5, Не игнорируйте примеры, которые даны курсивом после каждого значения: именно они чаще всего и помогают выбрать правильный ответ.

О том, как устроена словарная статья,  вы можете прочитать в комментарии к Образцу экзаменационного варианта ЕГЭ.

6, Лексическое значение толкуется (объясняется) в словарях часто путём подбора синонимичного слова, поэтому, чтобы проверить правильность своего выбора, подставьте в текст вместо анализируемого первое слово или словосочетание из словарной статьи. Если смысл предложения не нарушился, ваш ответ верен.

Комментарии к выполнению заданий 1-3

Первые три задания выполняются на основе одного микротекста научно-популярного стиля, состоящего из трёх предложений. Успешное решение этих заданий базируется на очень внимательном прочтении текста, поскольку все задания связаны с его информационной обработкой.

АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК

Ошибки в задании 3 (лексический анализ слова в контексте) обусловлены недостаточностью словарного запаса учащихся, что вызывает затруднения при толковании слов–терминов, многозначных слов. Работа по обогащению словаря школьников – важная задача всего школьного образования.

Тренировочные задания (самопроверка)

№ 1. Прочитайте текст и выполните задание 3.
(1) Пейзаж – художественное изображение природы. (2) В литературе пейзаж – средство раскрытия авторского замысла, подчиняющееся как требованиям литературного направления (романтический, сентименталистский пейзаж) или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеку, установить композиционные связи <…> элементами произведения. (З) При этом пейзаж может выполнять и более сложную, символическую функцию: становясь отправной точкой или фокусом авторских идей, он воплощает философские взгляды автора на мир.

Задание № 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОКУС. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФОКУС, -а, м.

  • 1) Точка пересечения преломлённых или отражённых лучей, падающих на оптическую систему параллельным пучком (спец.). Ф. линзы. Ф. глазного хрусталика.
  • 2) Точка, в которой объектив создаёт отчётливое изображение предмета (спец.). Быть в фокусе. Не попасть в ф.
  • 3) Очаг воспалительного процесса (спец.). Ф. в лёгких.
  • 4) Средоточие, центр. Ф. землетрясения. Попасть в ф. всеобщего внимания (перен.; книжн.).
  • 5) Искусный трюк, основанный на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приёма. Показывать карточные фокусы. Выступать на эстраде с фокусами.
  • 6) перен. Проделка, уловка (разг.). Выкинуть ловкий ф.
  • 7) перен. обычно мн. Каприз, причуда (разг.). Без фокусов, пожалуйста!
Открыть ОТВЕТ
Правильный ответ: 4 

№ 2. Прочитайте текст и выполните задание 3.
(1) Язык есть нераздельная собственность целого народа. (2) Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, из века в век, он хранится народом как <…> драгоценное сокровище, которое по прихотям частных желаний не может ни умножиться, ни растратиться. (3) Независимый от частной воли, язык при этом на практике не подвержен случайностям.

Задание № 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАКТИКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРАКТИКА, -и, ж.

  1. Деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего–н. в жизни, опыт. Единство теории и практики. Проверить результаты опыта на практике.
  2. Приёмы, навыки, обычные способы какой–н. работы. П. преподавания. Существующая судебная п.
  3. Работа, занятия как основа опыта, умения в какой–н. области. Без практики не овладеть иностранным языком.
  4. Одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путём. Летняя п. студентов.
  5. Работа врача или юриста с частной клиентурой или другого частнопрактикующего лица с клиентами. Частная п. Врач с большой практикой (с большим количеством пациентов).
Открыть ОТВЕТ
Правильный ответ: 1

№ 3. Прочитайте текст и выполните задание 3.
(1) Нарастающие темпы исследований в области лазерной техники открывают возможности создания новых типов лазеров со значительно улучшенными характеристиками, позволяющими расширить области их применения в машино- и приборостроении. (2) В настоящее время мы являемся свидетелями непрерывно увеличивающейся мощности излучения как твердотельных, так и газовых лазеров, работающих в постоянном режиме, <…> расширяет возможности их применения при различных технологических операциях: сварке деталей значительно больших габаритов, резке более толстых листов с большими скоростями, сверлении с увеличенными скоростями отверстий значительных диаметров и т. д. (3) Открываются новые возможности в области упрочнения деталей машин, приборов, режущих инструментов.

Задание № 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ, -и, ж.

  • 1) Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.
  • 2) Крупная административно–территориальная единица. Автономная о. Московская о. Начальство из области (из областного центра; разг.).
  • 3) чего или какая. Пределы, в которых распространено какое–н. явление, зона, пояс. О. вечнозелёных растений. Озёрная о.
  • 4) чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела. Боли в области печени. В грудной области.
  • 5) перен., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая о. науки. В области чего, предлог с род. п. – в чём–н., в сфере чего–н. Специалист в области математики. Работать в области народного образования.
Открыть ОТВЕТ
Правильный ответ: 5

 

Смотрите также:

Задание 1. Подробный комментарий  Задание 2. Подробный комментарий  Тренировочные варианты Заданий 1-3 

Анализ задания 3 экзаменационной работы по русскому языку в 11 классе. ЕГЭ Русский язык. Материалы для подготовки. Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней