ЕГЭ по русскому языку. Задание 2

ЕГЭ Русский язык. Задание 2: Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Материалы для подготовки.

Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».


Общий анализ заданий 1-3 

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 2

1. Согласно заданию, вы самостоятельно подбираете пропущенное в тексте слово или сочетание слов. Пропущенное слово, чаще всего, является средством связи предложения с предыдущим (этой теме посвящено также задание 25), поэтому вы производите, по сути, логический анализ микротекста: устанавливаете смысловые связи между предложениями. Эти связи могут иметь следующий характер:

  • причинно-следственный,
  • пояснительный,
  • уточняющий,
  • дополнительный,
  • усилительный,
  • отношения противопоставления или опровержения и др.

Подобные отношения выражают в тексте так называемые маленькие слова — союзы, частицы, наречия, местоимения, а также вводные слова и сочетания. Как правило, эти слова имеют определённое абстрактное значение, которое они выражают. Поэтому они выполняют одновременно две функции: являются средством связи и способствуют выражению определённого смысла.

2. Внимательно и не спеша прочитайте микротекст и сделайте это несколько раз. Определите тип логических отношений между отдельными предложениями.

3. Найдите в тексте задания морфологическую характеристику пропущенного слова. Вспомните типы сочинительных, подчинительных союзов, союзных слов, наречий, частиц, вводных слов и подберите подходящее по смыслу слово.

Комментарии к выполнению заданий 1-3

Первые три задания выполняются на основе одного микротекста научно-популярного стиля, состоящего из трёх предложений. Успешное решение этих заданий базируется на очень внимательном прочтении текста, поскольку все задания связаны с его информационной обработкой.

АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК

Основная причина ошибок при выполнении задании 2 (средства связи предложений в тексте) – неточное знание лексического значения приведённых для анализа слов и непонимание логической связи между элементами повествования.

Тренировочные задания (самопроверка)

№ 1. Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Язык есть нераздельная собственность целого народа. (2) Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, из века в век, он хранится народом как <…> драгоценное сокровище, которое по прихотям частных желаний не может ни умножиться, ни растратиться. (3) Независимый от частной воли, язык при этом на практике не подвержен случайностям.
Задание 2. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

Открыть ОТВЕТ
Правильный ответ: его 

№ 2. Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Существование у восточных славян письменности в дохристианский период не вызывает сомнения: об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. (2) Появление письменности было обусловлено внутренними потребностями общества на определённой стадии его развития: усложнением социально–экономических отношений и формированием государства. (3) Это означало качественный скачок в развитии культуры, <…> письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.
Задание 2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Открыть ОТВЕТ
Правильный ответ: таккак, поскольку, потомучто

№ 3. Прочитайте текст и выполните задание.
(1) Нарастающие темпы исследований в области лазерной техники открывают возможности создания новых типов лазеров со значительно улучшенными характеристиками, позволяющими расширить области их применения в машино- и приборостроении. (2) В настоящее время мы являемся свидетелями непрерывно увеличивающейся мощности излучения как твердотельных, так и газовых лазеров, работающих в постоянном режиме, <…> расширяет возможности их применения при различных технологических операциях: сварке деталей значительно больших габаритов, резке более толстых листов с большими скоростями, сверлении с увеличенными скоростями отверстий значительных диаметров и т. д. (3) Открываются новые возможности в области упрочнения деталей машин, приборов, режущих инструментов.
Задание 2. Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

Открыть ОТВЕТ
Правильный ответ: что

 

Смотрите также:

Задание 1. Подробный комментарий  Задание 3. Подробный комментарий  Тренировочные варианты Заданий 1-3 

 

Анализ задания 2 экзаменационной работы по русскому языку в 11 классе. ЕГЭ Русский язык. Задание 2: Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.  Материалы для подготовки. Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней