ЕГЭ по русскому языку. Задание 1

ЕГЭ Русский язык. Задание 1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Материалы для подготовки. Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. За правильное выполнение данного задания можно получить максимум 1 балл.

Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».


Задание 1

1. Прочитайте текст несколько раз, причем читайте внимательно, то есть используйте чтение изучающее, а не просмотровое.

2. Осмыслить информацию вам помогут ключевые слова. Подчеркните их в каждом предложении.

3. Определите тему и основную мысль текста. Подсказка: тема — это то, о чём говорится в тексте (предмет речи), а основная мысль (идея) — это то, что хотел сказать о предмете речи пишущий. Как правило, это какая-то новая информация о теме.

4. Обращайте внимание на слова-помощники: союзы, союзные слова, частицы, наречия, местоимения, вводные слова. Они организуют текст и служат для выражения определённых смысловых отношений между отдельными предложениями.

5. Внимательно изучите все пять предложений, данных к тексту в задании 1. Помните, что только два из них входят в правильный ответ.

Задание 1 имеет два верных ответа, но оценивается одним баллом. Два предложения, которые входят в правильный ответ, должны содержать одинаковый объём главной информации. Отличаются они языковым оформлением: например, в одном варианте ответа могут быть сложные предложения с придаточными, а в другом — синонимичные им причастные обороты; порядок расположения простых частей в составе сложного предложения и средства связи также могут быть различными и пр.

6. Какой алгоритм надо применить, чтобы выбрать верные ответы в этом задании? Как правило, в тексте нет ни одного предложения, в котором (в нём одном!) заключалась бы сразу вся главная информация. Чаще всего она содержится во втором и третьем предложениях, но частично может быть представлена уже в первом, которое обычно содержит тему всего микротекста. Итак, предлагаем вам один из возможных способов выполнения этого задания.

A. На первом этапе работы исключите из ответов предложения с заведомо неправильной информацией:

  • во-первых, в них может содержаться информация, которой вообще нет в тексте;
  • во-вторых, иногда включается искажённая информация (в предложения добавляются какие-либо детали, даты, имена, которые в тексте отсутствуют),

Б. Ещё раз внимательно прочитайте текст и найдите среди оставшихся в ответах предложений следующие:

  • предложения, содержащие лишь часть главной информации;
  • предложения с информацией второстепенной (часто это могут быть механически скопированные из текста предложения или их части).

Эти ответы тоже можно исключить.

B. Среди оставшихся предложений (если их больше двух) ищите те, в которых могли быть нарушены смысловые отношения между предложениями, представленными в тексте, то есть допущены ошибки логические: например, нарушены причинно-следственные связи, последовательность событий и пр. Такие ошибки выявить труднее всего.

7. Рассуждая таким образом, вы в итоге должны прийти к верному ответу, выбрав из пяти предложений только два. Проверьте себя ещё раз: перечитайте текст и соотнесите его с найденными вами предложениями.

 

Комментарии к выполнению заданий 1-3

Первые три задания выполняются на основе одного микротекста научно-популярного стиля, состоящего из трёх предложений. Успешное решение этих заданий базируется на очень внимательном прочтении текста, поскольку все задания связаны с его информационной обработкой.

Общий анализ заданий 1-3  Задание 2. Подробный комментарий  Задание 3. Подробный комментарий  Тренировочные варианты Заданий 1-3 

Анализ задания 1 экзаменационной работы по русскому языку в 11 классе. ЕГЭ Русский язык. Материалы для подготовки. Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней