ЕГЭ Русский язык. Задание 1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Материалы для подготовки. Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. За правильное выполнение данного задания можно получить максимум 1 балл.
Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».
Задание 1
1. Прочитайте текст несколько раз, причем читайте внимательно, то есть используйте чтение изучающее, а не просмотровое.
2. Осмыслить информацию вам помогут ключевые слова. Подчеркните их в каждом предложении.
3. Определите тему и основную мысль текста. Подсказка: тема — это то, о чём говорится в тексте (предмет речи), а основная мысль (идея) — это то, что хотел сказать о предмете речи пишущий. Как правило, это какая-то новая информация о теме.
4. Обращайте внимание на слова-помощники: союзы, союзные слова, частицы, наречия, местоимения, вводные слова. Они организуют текст и служат для выражения определённых смысловых отношений между отдельными предложениями.
5. Внимательно изучите все пять предложений, данных к тексту в задании 1. Помните, что только два из них входят в правильный ответ.
6. Какой алгоритм надо применить, чтобы выбрать верные ответы в этом задании? Как правило, в тексте нет ни одного предложения, в котором (в нём одном!) заключалась бы сразу вся главная информация. Чаще всего она содержится во втором и третьем предложениях, но частично может быть представлена уже в первом, которое обычно содержит тему всего микротекста. Итак, предлагаем вам один из возможных способов выполнения этого задания.
A. На первом этапе работы исключите из ответов предложения с заведомо неправильной информацией:
- во-первых, в них может содержаться информация, которой вообще нет в тексте;
- во-вторых, иногда включается искажённая информация (в предложения добавляются какие-либо детали, даты, имена, которые в тексте отсутствуют),
Б. Ещё раз внимательно прочитайте текст и найдите среди оставшихся в ответах предложений следующие:
- предложения, содержащие лишь часть главной информации;
- предложения с информацией второстепенной (часто это могут быть механически скопированные из текста предложения или их части).
Эти ответы тоже можно исключить.
B. Среди оставшихся предложений (если их больше двух) ищите те, в которых могли быть нарушены смысловые отношения между предложениями, представленными в тексте, то есть допущены ошибки логические: например, нарушены причинно-следственные связи, последовательность событий и пр. Такие ошибки выявить труднее всего.
7. Рассуждая таким образом, вы в итоге должны прийти к верному ответу, выбрав из пяти предложений только два. Проверьте себя ещё раз: перечитайте текст и соотнесите его с найденными вами предложениями.
Комментарии к выполнению заданий 1-3
Первые три задания выполняются на основе одного микротекста научно-популярного стиля, состоящего из трёх предложений. Успешное решение этих заданий базируется на очень внимательном прочтении текста, поскольку все задания связаны с его информационной обработкой.
Анализ задания 1 экзаменационной работы по русскому языку в 11 классе. ЕГЭ Русский язык. Материалы для подготовки. Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».