ЕГЭ по русскому языку. Задание 17

ЕГЭ Русский язык. Задание 17: Пунктуация при обособленных членах предложения. Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания (самопроверка и/или онлайн-тест). Подробный анализ заданий по русскому языку в 11 классе. За правильное выполнение данного задания можно получить максимум 1 балл.

Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».

 

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 17

  1. Внимательно прочитайте предложения.
  2. Определите грамматическую основу предложения.
  3. Определите в предложении причастия и деепричастия.
  4. Определите слова, которые входят в причастный или деепричастный оборот. Определите границы причастного или деепричастного оборота.
  5. Определите место причастного оборота по отношению к определяемому слову.
  6. Определите способ выражения определяемого слова.
  7. Расставьте запятые.
  8. Запишите цифры, соответствующие верному ответу, в бланк ответов № 1. (Последовательность записи цифр значения не имеет.)

Задание 17 (пример с объяснением)

В задании 17 проверяется умение расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями). Пример задания:

17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.

Ответ: ___________.

Объяснение выбора правильного ответа

Вначале выполняется выборочный синтаксический разбор предложения: определяются грамматические основы и выявляются слова, образованные от глагола, чтобы по суффиксам уточнить их часть речи – причастие и деепричастие. А также устанавливаются границы оборотов и главные (определяемые) слова:

В предложении две грамматические основы, есть однородные члены предложения, но для выполнения задания нужны причастия и деепричастия. Слова принимавшие и лежавшие образованы от глагола, имеют суффикс -вш-, значит, это причастия. Далее надо определить границы причастных оборотов: принимавшие отблеск белого шёлка и лежавшие на земле, затем главные (определяемые) слова: стволы и листья. Фиксируется место причастного оборота по отношению к главному слову. Первый оборот стоит после главного слова: стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка. Значит, по правилам он должен обособляться запятыми. Второй оборот предшествует главному слову: лежавшие на земле (4) листья, поэтому не выделяется знаками препинания.

В Бланке ответов указываем: 12


 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ

Задание посвящено выявлению обособленных членов предложения, выраженных причастными и деепричастными оборотами, но начинать поиск границ этих оборотов надо с определения главных членов предложения. Нельзя забывать, что главные члены никогда не входят в состав причастного и деепричастного оборотов, они не могут обособляться, следовательно, находятся за пределами обособления.

При выборе правильного ответа учащимся легче найти и объяснить деепричастный оборот, так как он чаще всего обособляется, независимо от наличия зависимых слов и позиции в предложении. Практически деепричастие обычно узнают по вопросам «Что делая? Что сделав?», а также по специфическим суффиксам–концовкам -в, -ши, -вшись, -я(сь), -а(сь): утратиВ, вытрясШИ, рассмеяВШИСЬ, бегаЯ, смеЯСЬ, кричА, стучАСЬ, например: Накинув яркие уборы, берёзы первыми вступили в осенний танец. Ухватившись за канат, юнга со страхом смотрел на взлохмаченное пеной море.

Обнаружив деепричастный оборот или его отсутствие, ученик может приступать к поиску причастного оборота. Причастие обычно узнают по глагольной основе, вопросу «Какой?» и наиболее показательным суффиксам -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -т-, -ем-: идУЩий, знаЮЩий, парЯЩий, молчАЩий, устаВШий, замерзШий, крыТый, читаЕМый. Путём постановки вопросов от причастия определяются зависимые слова, то есть границы причастного оборота.

Например, в предложении Солнечные частицы, проникающие в земную атмосферу, вызывают полярное сияние причастный оборот состоит из трёх самостоятельных слов (проникающие в земную атмосферу).

В предложении В уставшем от зимней тягости лесу неожиданно донёсся запах подснежника причастный оборот тоже состоит из трёх знаменательных слов: уставшем, от тягости (от чего?), зимней (какой?). Определяемые слова (в лесу), так же как и главные члены предложения (донёсся запах), не входят в состав оборота.

В предложении Эпоха, начавшаяся после открытия Галилео Галилея и завершившаяся работами Исаака Ньютона, обозначила новый этап в развитии науки и техники причастный оборот состоит из однородных причастий начавшаяся и завершившаяся, каждое из которых имеет свои зависимые слова: начавшаяся (после чего?) после открытий (чьих?) Галилео Галилея и завершившаяся (чем?) работами (чьими?) Исаака Ньютона. Два однородных причастных оборота соединены одиночным союзом И, поэтому между ними запятая не нужна.

 

АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК

Распространённой ошибкой при установлении деепричастного и обособленного причастного оборота является расширение его границ за счёт определяемых слов или, наоборот, сужение из–за неточного понимания понятия «зависимые слова». Так, в предложении Приученные своим организмом к согласию и тонкости чувств, мы и всё вокруг себя стараемся привести к равновесию причастным оборотом является приученные своим организмом к согласию и тонкости чувств, а не приученные своим организмом, так как слова к согласию и тонкости зависят от причастия приученные (к чему?), а слово чувств – от слова тонкости (чего?), входящего в состав оборота.


 

Правила, которые необходимо повторить

В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ (ссылка для перехода к проверяемым правилам русского языка):

 


 

Тренировочные задания (самопроверка)

№ 1. Расставьте знаки препинания в предложении.
Сознание вернулось к Ивану Николаевичу Бездомному проснувшемуся после глубокого и продолжительного сна.

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ответ: Сознание вернулось к Ивану Николаевичу Бездомному, проснувшемуся после глубокого и продолжительного сна. В предложении причастный оборот стоит после главного слова и поэтому отделяется запятой.

№ 2. Расставьте знаки препинания в предложении.
Весь взъерошенный и выпачканный красками он стоял перед затянутым холстом.

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ответ: Весь взъерошенный и выпачканный красками, он стоял перед затянутым холстом. В предложении два однородных причастных оборота стоят перед главным словом, выраженным личным местоимением, и поэтому отделяются запятой.

№ 3. Расставьте знаки препинания в предложении.
Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгорелось со свистом.

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгорелось со свистом. В предложении причастный оборот отделён от главного слова другими членами предложения и поэтому обособляется.

№ 4. Расставьте знаки препинания в предложении.
Обогащённый новыми понятиями и чувствами студент принялся перечитывать свои книги.

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: Обогащённый новыми понятиями и чувствами, студент принялся перечитывать свои книги. В предложении причастный оборот стоит перед главным словом, но имеет обстоятельственное значение причины (Почему студент стал перечитывать книги? Потому что узнал и почувствовал что-то новое) и поэтому отделяется запятой.

№ 5. Расставьте знаки препинания в предложении.
Я с восторгом принялся рассказывать моей сестрице и другим все виденные мной чудеса.

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: Я с восторгом принялся рассказывать моей сестрице и другим все виденные мной чудеса. В предложении причастный оборот стоит перед главным словом и поэтому не обособляется.

№ 6. Расставьте знаки препинания в предложении.
Немного подумав охотники порешили проехать ещё пять вёрст.

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: Немного подумав, охотники порешили проехать ещё пять вёрст. В начале предложения стоит деепричастный оборот, он обособляется.

№ 7. Расставьте знаки препинания в предложении.
Полиграф отбыл на рассвете захватив с собой перчатки Борменталя.

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: Полиграф отбыл на рассвете, захватив с собой перчатки Борменталя. В конце предложения стоит деепричастный оборот, он обособляется.

Экспресс-тест (автоматическая проверка ответов)

(материал готовится к публикации)

 


Вы смотрели: ЕГЭ Русский язык. Задание 17: Пунктуация при обособленных членах предложения. Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания (самопроверка и/или онлайн-тест).

Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней