ЕГЭ по русскому языку. Задание 16

ЕГЭ Русский язык. Задание 16: Пунктуация в простом и сложносочинённом предложении.

Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания (самопроверка и/или онлайн-тест). Подробный анализ заданий по русскому языку в 11 классе. За правильное выполнение данного задания можно получить максимум 1 балл.

Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».

 

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 16

  1. Внимательно прочитайте все предложения, данные для анализа.
  2. Определите грамматическую основу в каждом предложении.
  3. По количеству грамматических основ распознайте простые и сложные предложения.
  4. В сложном предложении проверьте наличие общего второстепенного члена. Помните, что в таком случае между частями сложного предложения, соединёнными союзом И, запятая не ставится.
  5. В простом предложении определите однородные члены и границы однородных членов. Определите тип союзов, которые связывают однородные члены: ищите повторяющиеся и парные союзы. Различайте разные ряды однородных членов.
  6. Выберите два предложения, которые соответствуют условию задания: в этих предложениях должна стоять одна запятая.
  7. Запишите цифры, соответствующие верному ответу, в бланк ответов № 1. (Последовательность записи цифр значения не имеет.)

 

Задание 16 (пример с объяснением)

16 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полкаМ. Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А. М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.
  2. Многие полотна И. К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
  3. Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей качелей.
  4. С поэтами-декабристами композитора А. А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
  5. В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

Ответ: ___________.

Объяснение выбора правильного ответа

(рассуждение по Алгоритму выполнения задания)

1)     [В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова],  и  [в том же году в Омске в семье штабс–капитана того же Тенгинского пехотного полка А. М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель].

В предложении две грамматические основы, соединённые союзом и. Проверяем наличие общего второстепенного члена. Маркёром часто бывают обстоятельства места или времени. Действительно, обстоятельство времени есть в первом предложении – в 1856 году, но во втором предложении повторяется данная информация в форме синонима – в том же году. Запятая ставится между простыми предложениями в составе сложного. Проверяем наличие однородных членов предложения – их нет.
Вывод. В предложении ставится одна запятая. Это правильный ответ.

2)     [Многие полотна И. К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации].

Предложение простое, в нём есть неповторяющийся сочинительный союз или между однородными членами предложения. В данном случае перед ним по правилу запятая не ставится. Подчинительный союз как начинает синтаксическую конструкцию, которую можно определить либо как часть сказуемого – воспринимаются как импровизации, либо как приложение со значением «в качестве». Ни в том, ни в другом случае запятая не ставится.
Вывод. В этом предложении нет ни одной запятой. Ответ неправильный.

3)     [Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех]  и  [врезался в воздух скрип проржавевших от дождей качелей].

В предложении две грамматические основы, соединённые союзом и. Проверяем наличие общего второстепенного члена. Маркёром является обстоятельство времени в первом предложении впервые, оно относится и ко второму предложению: скрип качелей раздавался после войны так же впервые, как и детский смех. Запятая между простыми предложениями в составе сложного НЕ ставится. Однородных членов предложения нет.
Вывод. В этом предложении нет ни одной запятой. Ответ неправильный.

4)     [С поэтами-декабристами композитора А. А. Алябьева связывали как общие взгляды, так и многие обстоятельства  жизни и тяжёлой личной  судьбы].

Предложение простое, в нём есть неповторяющийся сочинительный союз и между однородными дополнениями. В данном случае перед ним по правилу запятая не ставится. Однородные подлежащие связывает двойной союз как…, так и… Запятая ставится перед второй частью союза. Других запятых в предложении нет.
Вывод. В предложении ставится одна запятая. Это правильный ответ.

5)     [В Мещёрском крае заповедными стали  истоки рек,  и родники,  и рощи,  и дубравы].

Предложение простое, в нём есть повторяющийся сочинительный союз и между однородными подлежащими. Другого ряда однородных членов в предложении нет. В данном случае по правилу запятая ставится перед каждым союзом.
Вывод. В этом предложении три запятые. Ответ неправильный.

Итак, выявлено, что одна запятая ставится в предложениях 1 и 4. Эти цифры записываются в ответ.

В Бланке ответов указываем: 14


 

АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК

Расстановка знаков препинания в предложении всегда вызывает затруднения у школьников. Успешно выполняются те варианты задания, в которых в качестве языкового материала предлагаются конструкции с двойными союзами как, так и; не только, но и, например: «В русской песне звучат как робость, так и мятежная вольница», – потому что они легко опознаются в тексте и не требуют детального синтаксического анализа.

Причины ошибок при выполнении этого задания могут быть разные: 1) попытка угадать тип предложения, не утруждая себя определением всех его грамматических основ; 2) смешение однородных членов с простыми предложениями, особенно в составе сложного предложения; 3) смешение распространённых обособленных, а также уточняющих и пояснительных конструкций с придаточными предложениями; 4) определение вида предложения по первому союзу без прочтения высказывания до конца; в результате сложные предложения с разными видами связи квалифицируются как сложносочинённые или как сложноподчинённые; 5) смешение союзов с другими частями речи или смешение разрядов союзов; 6) смешение простого и сложного предложения, состоящего из односоставных простых.

Наиболее часто встречаются ошибки в предложениях с повторяющимися союзами или, и, то или с попарно соединяющимися однородными членами. Так, встречающийся два раза союз и выпускники принимают за повторяющийся и приходят к выводу, что здесь пропущена запятая, в то время как эти союзы соединяют разные ряды однородных членов предложения, например: Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена (быстро и весело – обстоятельства; шла и была закончена – сказуемые).


 

Правила, которые необходимо повторить

В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ (ссылка для перехода к проверяемым правилам русского языка):

В задании 16 предлагаются для анализа два вида предложений – простое с однородными членами и сложносочинённое. Повторите правила постановки знаков препинания при однородных членах и выучите словники союзов. Для успешного выполнения задания 16 необходимо определить грамматические основы предложения, однородные члены предложения (слова, отвечающие на один и тот же вопрос) и сочинительные союзы, – и с их учётом далее рассуждать по алгоритму.


 

Тренировочные задания (самопроверка)

№ 1. Расставьте знаки препинания в предложении.
Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и не таял ни на перилах балкона ни на листве.

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и не таял ни на перилах балкона, ни на листве.
В предложении есть повторяющийся союз И, но он соединяет разные ряды однородных членов: лежал и не таял; на скатах крыш и у колодца, поэтому запятые не ставятся. Запятая ставится между однородными членами предложения при повторяющемся союзе НИ. 

№ 2. Расставьте знаки препинания в предложении.
И кочки и моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным. 

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: И кочки, и моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным.
Это предложение с обобщающим словом, которое стоит после ряда однородных членов. В этом случае перед обобщающим словом ставится тире. Кроме того, запятая ставится между однородными членами предложения при повторяющемся союзе И.

№ 3. Расставьте знаки препинания в предложении.
Все и товарищи и дамы стали уверять Беликова что он должен жениться. 

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: Все: и товарищи, и дамы – стали уверять Беликова, что он должен жениться.
Это предложение с обобщающим словом, которое стоит перед рядом однородных членов. В этом случае после обобщающего слова ставится двоеточие. Кроме того, запятая ставится между однородными членами предложения при повторяющемся союзе И. После ряда однородных членов перед продолжением предложения ставится тире. Запятая перед союзом ЧТО отделяет придаточное предложение.

№ 4. Расставьте знаки препинания в предложении.
В траве в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и на деревьях словом повсюду заливались цикады. 

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – словом, повсюду заливались цикады.
Это предложение с обобщающим словом, которое стоит после ряда однородных членов и перед которым употреблено вводное слово. В этом случае тире ставится перед вводным словом, а перед обобщающим словом – запятая. Кроме того, запятыми разделяются однородные члены, соединённые попарно неповторяющимся союзом И.

№ 5. Расставьте знаки препинания в предложении.
Цветов росло там много а именно журавлиного горошку и кашки колокольчиков и незабудок полевых гвоздик и ромашек. 

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: Цветов росло там много, а именно: журавлиного горошку и кашки, колокольчиков и незабудок, полевых гвоздик и ромашек.
Это предложение с обобщающим словом, которое стоит перед рядом однородных членов и после которого употреблено вводное слово. В этом случае двоеточие ставится после вводного слова, а перед вводным словом – запятая. Кроме того, запятыми разделяются однородные члены, соединённые попарно неповторяющимся союзом И.

№ 6. Расставьте знаки препинания в предложении.
К вечеру подморозило и в доме стало прохладнее. 

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: К вечери подморозило и в доме стало прохладнее.
Предложение сложносочинённое, в котором части соединены союзом И. Запятая не ставится, так как есть общий второстепенный член (обстоятельство времени), относящийся и к первому предложению (подморозило (когда?) к вечеру), и ко второму (стало 9 прохладнее (когда?) к вечеру).

№ 7. Расставьте знаки препинания в предложении.
Почти всегда на этих столбах греются бабочки и озабоченно и непрерывно бегают муравьи. 

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: Почти всегда на этих столбах греются бабочки и озабоченно и непрерывно бегают муравьи.
Предложение сложносочинённое, в котором части соединены союзом И. Запятая не ставится, так как есть общие второстепенные члены (обстоятельство времени почти всегда и обстоятельство места на этих столбах). Второй союз И соединяет однородные члены (озабоченно и непрерывно) – запятая перед ним также не ставится.

 

Экспресс-тест (автоматическая проверка ответов)

(материал готовится к публикации)

 


Вы смотрели: ЕГЭ Русский язык. Задание 16: Пунктуация в простом и сложносочинённом предложении.

Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания (самопроверка и/или онлайн-тест).

Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».

 

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней