ЕГЭ по русскому языку. Задание 14

Подробный анализ заданий. ЕГЭ Русский язык. Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания (скрытый ответ и онлайн-тест). За правильное выполнение данного задания можно получить максимум 1 балл.

Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».

 

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 14

  1. Внимательно прочитайте все предложения, данные для анализа.
  2. Определите принадлежность выделенных слов к той или иной части речи.
  3. Вспомните правила написания сложных слов (существительных, прилагательных, числительных) и наречий.
  4. Примените практические способы разграничения производных предлогов и союзов и омонимичных словосочетаний.
  5. Проверьте себя: в этом задании всегда только одна формулировка, в соответствии с которой необходимо выписать из одного предложения 2 слова, которые пишутся СЛИТНО!
  6. Запишите ответ (слова) в бланк ответов № 1.

Задание 14 (пример с объяснением)

14 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.

Во многих странах зоны отдыха расширяются (ЗА)СЧЁТ обширных территорий бывших карьеров: (НА)ПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут расположены спортивные площадки, аттракционы и пляжи.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих часов Андрей Рублёв оставался в храме (НА)ЕДИНЕ со своим учителем Феофаном Греком, который открывал иконописцу тайны живописи.

Своеобразная композиция текста определяется вариативными повторами, когда тезис (С)НАЧАЛА формулируется, (ЗА)ТЕМ многократно повторяется. Отблистали молнии, и полчища туч унеслись КУДА(ТО) (В)ДАЛЬ.

Ответ: ___________.

Объяснение выбора правильного ответа

(рассуждение по Алгоритму выполнения задания)

  1. Задание ориентировано на разграничение знаменательных и служебных частей речи. Определив, к какой части речи относится выделенное слово, и вспомнив правила, вы должны написать слово без ошибок. Грамматико-орфографический анализ зависит, естественно, от смысла предложения. Поэтому начинайте с чтения предложения (желательно даже с логическими ударениями) и понимания его содержания.
  2. Определите, какое значение имеют выделенные слова и какую функцию они выполняют в предложении. Это поможет вам решить, к какой части речи относятся слова, и правильно их написать.
  3. При выполнении этого задания можно пойти путём исключения: сначала найти слова, которые всегда пишутся слитно, раздельно или через дефис. Таких слов немного. Их можно запомнить.

(В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет. Выделенное слово похоже на существительное (течение реки, течение дел), но имеет значение времени. Этот признак свидетельствует, что слово стало предлогом. По правилу этот предлог сохраняет раздельное написание, но приобретает постоянную букву Е на конце слова.
ТАК(ЖЕ) включает в свой состав наречие ТАК, однако имеет специфическое окружение – союз А и частицу ЖЕ. Данный контекст свидетельствует, что слово стало составным присоединительным союзом А ТАКЖЕ, в котором наречие ТАК с частицей ЖЕ пишется всегда слитно.
Вывод: только одно слово из двух пишется слитно, значит, ответ неверный.

(ЗА)СЧЁТ – это слово похоже на существительное, но не обозначает банковский счёт или арифметическое действие. Значит, оно перешло в разряд предлогов, хотя и сохраняет раздельное написание (см. словник предлогов).
(НА)ПРИМЕР – это слово тоже похоже на существительное. Необходимо проверить контекст: упоминается ли в предложении конкретный пример проявления чего-то? Нет, далее рассказывается о действиях. Значит, данное слово пишется слитно.
Вывод: только одно слово из двух пишется слитно, значит, ответ неверный.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих часов. Выделенное слово похоже на существительное (продолжение учёбы, романа, спектакля, т. е. конкретного действия или предмета), но имеет значение времени. Этот признак свидетельствует, что слово перешло в разряд предлогов. По правилу этот предлог сохраняет раздельное написание, но приобретает постоянную букву Е на конце слова.
(НА)ЕДИНЕ – слово отвечает на вопрос «Как?». Значит, это наречие. Оно образовано от прилагательного единый приставочно–суффиксальным способом и всегда пишется слитно.
Вывод: только одно слово из двух пишется слитно, значит, ответ неверный.

(С)НАЧАЛА формулируется. Выделенное слово отвечает на вопрос «Как?». Значит, является наречием. Оно образовано от пространственно–временного существительного, не имеет зависимого слова (с начала (чего?) урока), поэтому пишется слитно.
(ЗА)ТЕМ повторяется. Выделенное слово отвечает на вопрос «Как?». Значит, является наречием. В его состав входит указательное местоимение тем, которое проверяется подстановкой существительного: за тем деревом. В этом словосочетании есть конкретное указание на предмет, а в предложении из задания слово указывает на порядок совершения действия. Такое наречие по правилам пишется слитно.
Вывод: оба слова пишутся слитно, значит, найден правильный ответ. Но анализ предложений из задания нужно провести полностью, чтобы исключить ошибку по невнимательности.

КУДА(ТО) – это слово отвечает на вопрос «Как?». Значит, является наречием. В его состав входит суффикс то, который всегда пишется через дефис.
(В)ДАЛЬ – это слово отвечает на вопрос «Как?». Значит, является наречием. Оно образовано от пространственно-временного существительного, не имеет зависимого слова (в даль (чего?) моря, в даль (какую?) туманную), поэтому пишется слитно.
Вывод: только одно слово из двух пишется слитно, значит, ответ неверный.

Итак, найдено предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО: сначала, затем. Их записывают в ответ.

В Бланке ответов указываем: СНАЧАЛАЗАТЕМ


 

АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК

Правописание сложных слов, наречий, производных предлогов и союзов традиционно представляет для школьников большие трудности.– Помимо достаточно большого количества правил, регулирующих слитные, раздельные и дефисные написания, которые нужно запомнить, грамотное письмо требует внимательного подхода к пониманию смысла слов, терпеливого рассуждения – сопоставления языковых явлений, подбора аналогий.

Небрежность, доверие интуиции вместо следования правилам ведут к ошибкам, среди которых выделяются типичные. В сложных словах это неразличение слов, обозначающих цвет и качество предмета (серо-голубой, но сероглазый – пишут неправильно: серо-глазый), в наречиях (в далеке – а правильно вдалеке, шарик упал в низ – а правильно вниз), в предлогах слитное написание вместо раздельного (втечение, впродолжение – а правильно: в течение, в продолжение), в союзах слитное написание вместо раздельного (одно и тоже, в тоже время – а правильно так: одно и то же, в то же время).

Задание 14 требует не только проведения грамматико–орфографического анализа слов со слитным или раздельным написанием, но и учёта общего смысла предложения. В центре внимания – одно из самых сложных орфографических правил, связанных с различением на письме союзов зато, также, тоже, чтобы и созвучных сочетаний слов за то, так же, то же, что бы. Чтобы правильно выполнить такое задание, нужно прежде всего внимательно прочитать данное в нём предложение, вдумываясь в его содержание, а затем решить, чем является выделенная часть предложения: союзом (зато, тоже, также, чтобы) или сочетанием самостоятельного слова (местоимения то, что, наречия так) с предлогом (за) или частицей (же или бы).

Успешность выполнения задания 14 зависит не только от знания правил, но и от овладения всеми практическими способами разграничения производных союзов и омофонных словосочетаний. Это возможность переноса частицы (бы) или её пропуска (же), постановки вопроса к местоимению (что, то, этому, того) или наречию (так), наличие определяемого слова (при указательных местоимениях то, этому, того), возможность подбора синонимов среди тех же частей речи (оттого – потому, поэтому; тоже – также, и; зато – но, однако).


 

Правила, которые необходимо повторить

В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ (ссылка для перехода к проверяемым правилам русского языка):

Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ всегда пишутся раздельно.

Раздельно пишутся: при виде, вряд ли, на протяжении, как будто, то есть, по двое, те же, как раз, в течение, в открытую, всё же, за неимением, в силу, все ли, тут же, в потёмках (но: впотьмах), со временем, потому что, без сомнения, ни разу, всё равно, так что, так как, как только, в продолжение, в целом, та самая, если бы, в отличие, по сравнению, в связи, сразу же, в конце (концов), всё время.

Слитно пишутся: наверное, напротив, даже, наедине, вскоре, вдогонку, понемногу, наутёк, зачастую, впоследствии, навсегда, повсюду, поодиночке, позади, вполголоса, вполоборота, чересчур.

Через дефис пишутся: из-за, из-под, наречие по-видимому (но: по видимому глазу очертанию), кое-где, где-то, что-то, по-русски, всё-таки, кто-то, какой-то, наречие по-разному (но: по разному пути)

  • Омонимия знаменательных и служебных слов.

Омонимичные слова (пишутся слитно и раздельно): притом, чтобы, навстречу, также, тоже, доверху, вовремя, вслед, зачастую, вследствие, несмотря, невзирая, ввиду, вначале, настолько, вдали, вроде, кряду, вправе, наутро, недаром, оттого, потому, поэтому, наверху, отчего, причём, поначалу, тотчас, наподобие, вдаль, вглубь, итак, зато, наконец, сначала, назад, вперёд, насчёт, почему, вместе, сразу.


 

Тренировочные задания (оффлайн)

№ 1. В каком ряду все слова пишутся слитно? Запишите эти слова, вставив пропущенные буквы.

(По)разному, (по)этому устал, кто(же).
(Из)редка, (по)лучше, (железно)дорожный.
(Железо)бетонный, (по)долгу, (пол)этажа.
(По)быстрее, (бледно)розовый, (ни)сколько.
Не платил (по)дружески, (пол)лимона, (по)дольше

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ответ: изредка, получше, железнодорожный.
В остальных рядах есть наречия, существительные, прилагательные с дефисным написанием: по-разному, пол-этажа, бледно-розовый, по-дружески, пол-лимона, местоимение с частицей же, которая пишется отдельно: кто же.

№ 2. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно? Запишите вариант ответа.

1) ЧТ0(БЫ) рыбку съесть, надо в воду лезть.
2) Глазами кос, ЗА(ТО) душою прям.
3) На то и щука в море, ЧТО(БЫ) карась не дремал.
4) Кукушка хвалит петуха ЗА(Т0), что хвалит он кукушку.
5) Я хочу, ЧТО(БЫ) ты дал мне совет.

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ответ: 4.
За то – местоимение с предлогом (за что?), указывает на предмет (качества указанных героев)

№ 3. В каком предложении все выделенные слова пишутся раздельно? Выпишите эти слова.

Все (НА)ПЕРЕБОЙ спешили рассказать красавице ЧТО(НИБУДЬ) новое.
Почвы гор плохо кормили, (ЗА)ТО здесь (В)ИЗБЫТКЕ был долговечный оборонительный материал.
(НЕ)СМОТРЯ на богатство и силу знати, Ростов Великий не был столицей княжества и (ПО)ТОМУ пребывал в оппозиции к князю.
ЧТО(БЫ) ни говорили, русский язык сейчас, (В)ОТЛИЧИЕ от прежних эпох, стремительно изменяется.
Художник мечтал о том, ЧТО(БЫ) картина передавала очарование ночи, (ПО)ТОМУ экспериментировал с её освещением.

Открыть ОТВЕТ и объяснение
Правильный ОТВЕТ: что бы, в отличие.
Что бы – местоимение с частицей (что говорили?), в отличие – производный предлог, который всегда пишется раздельно.

Экспресс-тест (онлайн)

(готовится к публикации)

 


Анализ задания экзаменационной работы по русскому языку в 11 классе. ЕГЭ Русский язык. Материалы для подготовки. Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней