Русский ЕГЭ. Образец варианта работы с комментариями

Русский язык ЕГЭ. Образец варианта экзаменационной работы с комментариями экспертов к каждому заданию. Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут). Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).  Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту.

Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».

Русский язык ЕГЭ
Вариант работы с комментариями экспертов

Часть 1

1 Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
  1. Воины Киевской Руси, а позднее и казаки из низовьев Днепра пересекали Чёрное море и появлялись у стен Цареграда и берегов Малой Азии, сея панику среди византийцев и турок.
  2. Слово «чайка» как название лёгких и быстроходных судёнышек воинов Киевской Руси, на которых они пересекали Чёрное море, имеет тюркское происхождение и означает «лодка, ладья».
  3. Название лёгких и быстроходных судёнышек воинов Киевской Руси и казаков из низовьев Днепра не имеет никакого отношения к морским птицам.
  4. Лёгкие и быстроходные судёнышки воинов Киевской Руси назывались «чайками» — словом, имевшим тюркское происхождение и означавшим «лодка, ладья».
  5. Слово «кайка», трансформировавшееся у славян в «чайку», во всех языках тюркского происхождения означает «лодка, ладья».
Посмотреть правильный ОТВЕТ и комментарий

ОТВЕТ: 24 <или> 42.

Комментарий

Задание 1 предполагает два правильных ответа. Рассмотрим все варианты, предложенные для анализа.
Предложение 1 не является ответом, так как в нём продублирована только часть информации из первого предложения текста.
Предложение 3 не является ответом, так как в нём воспроизводится второстепенная информация из второго предложения текста.
Предложение 5 не является ответом, так как в нём содержится второстепенная информация из третьего предложения текста.
Правильным ответом являются предложения 2 и 4: в них передана главная информация, содержащаяся в тексте; объём информации в этих предложениях одинаков, а способ выражения разный — во втором ответе это сложноподчинённое предложение, а в четвёртом — причастный оборот, синонимичный придаточной части.

Правильные ответы содержат основную информацию каждого из трёх предложений текста. Вам следует обратить внимание на предложения, в которых одна и та же мысль передана с помощью разных синтаксических конструкций.

Задание 1. Ещё информация 

 

2 Самостоятельно подберите вводное слово (словосочетание), которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это вводное слово (словосочетание).
Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

ОТВЕТ: Между прочим <или> Кстати говоря <или> Кстати.

Комментарий

Задание 2 предполагает один правильный ответ, который вы подбираете самостоятельно.
Однако поскольку в русском языке у многих слов, в том числе и служебных, существуют синонимы, то ответом может быть один из ряда синонимов, как и в данном случае.

Содержание второго предложения носит характер попутного замечания к информации, представленной в первом предложении. Значение попутного замечания в списке слов для ответа имеют следующие сочетания и слова: между прочим, кстати говоря, кстати. Одно из перечисленных сочетаний (слов) и является ответом в этом задании.
Рассмотрим также и некоторые другие вводные слова, чтобы показать вам алгоритм рассуждений.
Например, слова видимо и возможно, являясь вводными, выражают предположение. А информация, представленная во втором предложении, не предположительная, а абсолютно достоверная, о чём свидетельствует следующее, третье, предложение текста. Кроме того, оба слова имеют близкие значения, что недопустимо для вариантов ответа тестовой работы. Следовательно, эти слова не могут быть ответом в задании 2.
Слово значит указывает на последовательность изложения мыслей, своего рода вывод. Информация, представленная во втором предложении, не является выводом из содержания первого предложения.

Задание 2. Ещё информация 

 

3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЛЁГКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЛЁГКИЙ [хк], -ая, -ое; лёгок, легка, легко; легче; легчайший.

  • 1) Незначительный по весу, неотягощающий. Лёгкая ноша. Лёгкая ткань. Л. завтрак.
  • 2) Исполняемый, достигаемый, преодолеваемый без большого труда, усилий. Лёгкая задана, работа. Лёгкая победа. Лёгкая дорога.
  • 3) Небольшой (по силе, крепости); малозаметный. Л. ветерок. Лёгкое вино. Лёгкое прикосновение (мягкое, осторожное). Лёгкая усмешка.
  • 4) Лишённый грузности. Лёгкие шаги. Лёгкая фигура (стройная). Лёгкая походка (быстрая, бесшумная и плавная).
  • 5) Ненапряжённый, незатруднительный. Лёгкое дыхание. Л. сон. Легко (нареч.) дышится.
Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 1.

Комментарий

Задание 3 предполагает один правильный ответ. Для выполнения этого задания необходимо прежде всего внимательно прочитать и проанализировать словарную статью.

Словарная статья — краткая лингвистическая справка о слове, его лексикографическое описание. По своей структуре она состоит из следующих компонентов.

1. Заглавное слово (выделено полужирным шрифтом прописными буквами) с указанием ударения и в трудных случаях с орфоэпическим комментарием к произношению отдельных звуков или их сочетаний в квадратных скобках после заглавного слова.

2. Толкование слова, содержащее
а) грамматические пометы, характеризующие словоупотребление (выделены курсивом);
б) стилистические пометы;
в) словарное определение.

3. Иллюстративный материал, т.е. примеры, которые помогают определить значение слова.
Слово лёгкий употреблено в тексте в сочетании с существительным на судёнышках. Самый действенный и простой способ определить значение слова в тексте — синонимическая замена: вместо данного в тексте слова нужно подставить взятый из словарной статьи синоним, например: лёгкие судёнышки — незначительные по весу судёнышки. Обращайте также внимание на примеры, данные в словарной статье к разным значениям слова.

Таким образом, анализ словарной статьи и особенностей сочетаемости слова лёгкий позволяет сделать вывод о том, что в данном тексте слово употреблено в первом значении. Кроме того, слово судёнышко является конкретным существительным. В словарной статье такие сочетания даны только для первого значения.

Задание 3. Ещё информация 

4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
свеклА
углубИть
закУпорить
прожИвший
зАсветло
Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: свЁкла.

Комментарий

Задание 4 предполагает один правильный ответ. Ошибка допущена в слове свёкла. В печатных текстах часто отсутствует буква Ё, которая всегда ударна. Кроме того, произношение слова свёкла с ударением на последнем слоге свойственно южным диалектам и просторечию, поэтому оно так прочно закрепилось в русском языке.

Рассмотрим оставшиеся слова:
• углубИть — глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на окончании: углубИть — глубокий;
• закУпорить — ударение определяется обращением к орфоэпическому словарю (слово нужно запомнить);
• прожИвший— ударение определяется обращением к орфоэпическому словарю (слово нужно запомнить);
• зАсветло — у наречий, образованных от основ прилагательных с помощью приставки ЗА- и суффикса -О, ударение падает на приставку.

Задание 4. Ещё подробнее 

 

5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Дата принятия ЦАРСКОГО титула Иваном Васильевичем Грозным (1497 год) нанесена на Андреевскую ленту.
Сейчас в нашей стране издаётся несколько ПОПУЛЯРНЫХ журналов для рыболовов.
Чарский прикидывался страстным охотником до лошадей, хотя никак не мог ОТЛИЧИТЬ горскую породу и арабскую.
Дарья Александровна за несколько дней вперёд обдумала, как ОДЕТЬ всех детей.
Маленькие серые уточки, смирные и ДОВЕРЧИВЫЕ, старались немного отплыть в сторону.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: различить.

Комментарий

Задание 5 предполагает один правильный ответ. Для выполнения данного задания необходимо умение различать паронимы — однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но отличающиеся значением.
В первом предложении ошибки нет, так как слово царский употреблено в полном соответствии с его лексическим значением: царский (титул) — относящийся к царю, принадлежащий ему. Царский дворец, трон.
Во втором предложении ошибки нет, так как слово популярный употреблено в соответствии с одним из его лексических значений: популярный (журнал) — пользующийся широкой известностью. Популярный артист. Популярная песня.
В третьем предложении выделенное слово употреблено неверно. Допущена лексическая ошибка в использовании паронимов отличить и различить.

Ср.:   отличить — кого (что) от кого (чего). Установить границу между кем-, чем-нибудь. Близнецы так похожи, что их не отличить друг от друга;
различить — установить различие между кем-, чем-нибудь. Различить ткани по цвету.
Одним из основных критериев разграничения данных паронимов является их сочетаемость.

В четвёртом предложении ошибки нет, так как слово одеть употреблено в полном соответствии с его лексическим значением: одеть (детей) — кого (что) во что или чем. Покрыть кого-нибудь какой-нибудь одеждой, покрывалом. Одеть ребёнка в пальто. Одеть одеялом (укрыть).
В пятом предложении ошибки нет, так как слово доверчивый употреблено в полном соответствии с его лексическим значением: доверчивые (уточки) — легко доверяющие, питающие ко всем доверие. Доверчивый ребёнок.

В бланк ответов при замене неверно употреблённого слова вы должны записать именно пароним — слово с тем же корнем, но с другим суффиксом или приставкой, подходящее по значению.

Задание 5. Ещё информация 

 

6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чтобы придать внутренним интерьерам дворца должную величественность, блестящий мастер П. Гонзаго предложил эскизы плафонов, которые на ровном потолке создавали иллюзию уходящих ввысь колонн, балюстрад, карнизов и таким образом зрительно увеличивали пространство роскошных апартаментов.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: внутренним.

Комментарий

Задание 6 предполагает один правильный ответ. Для выполнения этого задания необходимо знание точного значения слов, чаще всего иноязычного происхождения. В данном предложении таких слов несколько. Однако нас будут интересовать лишь те слова, которые имеют при себе зависимые. Таких сочетаний в предложении 3: внутренним интерьерам, эскизы плафонов, парадных апартаментов.

Лексическая ошибка допущена в словосочетании внутренним интерьерам, поскольку слово интерьер имеет значение «внутреннее пространство здания, помещения, о также его устройство, убранство», т.е. уже включает понятие внутренний. Следовательно, слово внутренний в этом предложении избыточное, лишнее.

В двух других словосочетаниях речевой избыточности не возникает:
• эскиз — предварительный, неоконченный рисунок, набросок и плафон — расписной или лепной потолок;
• роскошный — отличающийся роскошью, богатством и апартамент — большое парадное жилое помещение.

Задание 6. Ещё информация 

 

7 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
БОЛЕЕ МУДРЫЙ учитель
пара ТУФЕЛЬ
новые ДОГОВОРЫ
ПОЛОЖИ на стол
с ЧЕТЫРЬМЯМИ книгами
Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: четырьмя.

Комментарий

Задание 7 предполагает один правильный ответ:
• более мудрый учитель — верно образованная составная сравнительная степень имени прилагательного;
• пара туфель — верно образованная форма родительного падежа множественного числа имени существительного;
• новые договоры — верно образованная форма именительного падежа множественного числа имени существительного;
• положи на стол — верно образованная форма повелительного наклонения глагола;
• с четырьмями книгами — ошибка в образовании формы творительного падежа количественного числительного:

Задание 7. Ещё информация 

 

8 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Выполняя это задание, читайте предложения в правой колонке. Найдя среди них неверно построенные предложения, определяйте тип ошибки  и сразу записывайте номера предложений в таблице под соответствующей буквой.

Задание 8. Ещё информация 

 

9 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) озн…меновать, обг…реть, б…лкон
2) ув…дать, зап…рли, ун…верситет
3) зач…рованный, см…гчение, гарм…ничный
4) к…мпромисс, ист…рический, вым…кнуть
5) повт…рение, ред…ктировать, отв…чать

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 35 <или> 53,

Комментарий

Задание 9 предполагает цифровой ответ: несколько цифр — от двух до четырёх — в любой последовательности.
Ответом в этом задании являются цифры 35 или 53, поскольку в словах только этих двух рядов содержится безударная проверяемая гласная корня:
3) зачарованный — чАры, смягчение — мЯгкий, гармоничный — гармОния;
5) повторение — повтОр, редактировать — редАктор, отвечать — отвЕт.

В словах обгореть (1-й ряд), заперли(2-й ряд), вымокнуть (3-й ряд) представлены корни с чередованием: -гор-/-гар-, -пер-/-пир- и -мок-/-мак-, а в словах балкон, университет и компромисс — корни с непроверяемыми безударными гласными.

 

10 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр…беречь, пр…землиться, пр…открыть
2) во…пылал, не…гораемый, ра…цвет
3) н…право, поз…прошлый, пр…язык
4) пр…ехать, пр…образовать, пр…мудрый
5) бе…брежный, ни…падать, чре…мерный

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 123 <или> любая другая последовательность этих цифр.

Комментарий

Задание 10 предполагает цифровой ответ: несколько цифр — две, три, четыре — в любой последовательности.
Ответом в этом задании являются цифры 123 или любая другая последовательность этих цифр, потому что в словах каждого из этих рядов пропущена одна и та же буква.

В первом ряду это буква И: прИберечь (имеет значение совершение действия в чьих-либо интересах), прИземлиться (имеет значение приближения), прИоткрыть (имеет значение неполноты действия).
Во втором ряду это буква С: воСпылал (приставка ВОС-, корень слова начинается с глухой согласной буквы), неСгораемый (в слове две приставки: НЕ-и неизменяемая на письме приставка С-), раСцвет (приставка РАС-, корень слова начинается с глухой согласной буквы).
В третьем ряду это буква А: нАправо, позАпрошлый, прАязык (неизменяемые на письме приставки: НА-, ЗА- и ПРА-).
В четвёртом ряду представлены слова с приставками ПРИ- и ПРЕ-: в слове приехать пишется приставка ПРИ- (имеет значение приближения), в слове преобразовать — приставка ПРЕ- (имеет значение, близкое к значению приставки пере-), в слове премудрый пишется приставка ПРЕ- (имеет значение очень).
В пятом ряду представлены слова с приставками, заканчивающимися на -З(-С): в словах безбрежный, чрезмерный пишутся приставка БЕЗ- и ЧРЕЗ- (корни слов начинаются со звонкой согласной буквы), в слове ниспадать — приставка НИС- (корень слова начинается с глухой согласной буквы).

Задание 10. Ещё информация 

 

11 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) изменч…вый, пригр…вать
2) вытерп…в, фланел…вый
3) красав…ца, ясен…вый
4) вздраг…вать, жалостл…вый
5) сумч…тый, (повернул) налев…
Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 24 <или> 42.

Комментарий

Задание 11 предполагает цифровой ответ: несколько цифр — от двух до четырёх — в любой последовательности. Ответом в этом задании являются цифры 24 или 42, потому что в обоих словах каждого из этих рядов пропущена одна и та же буква.
Во втором ряду это буква Е: вытерпЕв (в суффиксах деепричастий совершенного вида сохраняется гласная-суффикс начальной формы глагола, от которого деепричастие образовано: вытерпев — вытерпеть), фланелЕвый (в безударной позиции в прилагательных пишется суффикс -ЕВ, слово фланелевый образовано от слова фланель, следовательно, буква Л входит в корень).
В четвёртом ряду это буква И: вздрагИвать (глагол с суффиксом -ИВА-: вздрагивать — вздрагиваю), жалостлИвый (прилагательное с суффиксом -ЛИВ-).

В первом, третьем и пятом рядах на месте пропусков пишутся разные буквы.
В первом ряду: изменчИвый (прилагательное с суффиксом -ЧИВ-), пригрЕвать (глагол с суффиксом -ЕВА-).
В третьем ряду: красавИца (существительное женского рода), ясенЕвый (прилагательное с безударным суффиксом -ЕВ).
В пятом ряду: сумчАтый (неизменяемый на письме суффикс прилагательного -АТ- ), (повернул) налевО (наречие с приставкой НА-).

Задание 11. Ещё информация 

 

12 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного рядя пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) плат…м, слыш…мый
2) высуш…м, исследу…мый
3) сфотографиру…мся, покупа…мый
4) (волны) плещ…тся, кле…щий
5) начерт…шь, возглавля…мый
Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 13 <или> 31.

Комментарий

Задание 12 предполагает цифровой ответ: несколько цифр — две, три, четыре или даже пять — в любой последовательности. Ответом в этом задании являются цифры 13 или 31, потому что в обоих словах каждого из этих рядов пропущена одна и та же буква.

В первом ряду это буква И: платИм (глагол второго спряжения: платить — инфинитив на -ИТЬ), слышИмый (причастие, образованное от глагола-исключения второго спряжения слышать).
В третьем ряду это буква Е: сфотографируЕмся (глагол первого спряжения: сфотографироваться — инфинитив НЕ на -ИТЬ), покупаЕмый (причастие, образованное от глагола первого спряжения покупать).

Во втором, четвёртом и пятом рядах на месте пропусков пишутся разные буквы.
Во втором ряду: высушИм (глагол второго спряжения: высушить — инфинитив на -ИТЬ), исследуЕмый (причастие, образованное от глагола первого спряжения исследовать).
В четвёртом ряду: (волны) плещУтся (глагол первого спряжения: плескаться — инфинитив НЕ на -ИТЬ), клеЯщий (причастие, образованное от глагола второго спряжения клеить).
В пятом ряду: начертИшь (глагол второго спряжения: начертить — инфинитив на -ИТЬ), возглавляЕмый (причастие, образованное от глагола первого спряжения возглавлять).

 

13 Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.
(НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.
(НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.
Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.
Мне (НЕ)(О)КОМ было даже пожалеть в этот день.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: недоброе.

Комментарий

Задание 13 предполагает один правильный ответ: слово с раскрытыми скобками.
Ответом в этом задании является слово недоброе из второго предложения. Слово доброе пишется с НЕ слитно, так как это полное прилагательное, образующее с НЕ новое понятие, при этом отсутствуют, во-первых, противопоставление (явное или подразумеваемое) и, во-вторых, отрицательные местоимения и наречия.

В остальных предложениях НЕ со словами пишется раздельно:
• не пришьёт — НЕ с глаголами;
• не допустив — НЕ с деепричастиями;
• Люди, не бывавшие на Камчатке — НЕ с причастием, имеющим зависимое слово;
• нё о ком — НЕ с отрицательными местоимениями с предлогом.

 

14 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(B)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что никак нельзя было рассмотреть, что это такое.
(C)ПРАВА от нас вьётся хорошо заметная, но ВСЁ(ЖЕ) давно не хожен пая тропинка.
В этом доме писатель жил (ПО)ДОЛГУ, если не уезжал (ЗА)ГРАНИЦУ или на юг.
(В)НАЧАЛЕ весны это дерево белое и пушистое, БУД(ТО) облако, спустившееся на землю.
Гром ударил ПОЧЕМУ(ТО) не в самое высокое дерево, великую сосну, а рядом с нею, в догонявшую её (ИЗ)ДАВНА ёлку.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: вдали, настолько.

Комментарий

Задание 14 предполагает один правильный ответ: два слова со слитным написанием. Слитное написание имеют два наречия из первого предложения вдали, настолько.
Во втором предложении слово справа пишется слитно, так как это наречие; всё же — раздельно, так как это местоимение с частицей.
В третьем предложении слово подолгу пишется слитно, так как является наречием; за границу — раздельно, так как существительное в составе наречия сохранило некоторые падежные формы (за границу, за границей, из-за границы).
В четвёртом предложении в начале (весны) пишется раздельно, так как это существительное с предлогом; будто — слитно, так как это сравнительный союз.
В пятом предложении слово почему-то пишется через дефис, так как это наречие с суффиксом -ТО; издавна — пишется слитно, так как это наречие.

 

15 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Улица была вымоще(1)а и чисто подмете(2)а, по её обеим сторонам выстроились деревя(3)ые домики, окута(4)ые золотой пылью заката.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 34 <или> 43.

Комментарий

Задание 15 предполагает цифровой ответ: одну или несколько цифр в любой последовательности. Ответом в этом задании являются цифры 34 или 43. НН пишется в словах:
• деревянные — прилагательное-исключение;
• окутанные (золотой пылью) — полное причастие с зависимым словом.
В словах вымощена и подметена пишется одна буква Н, так как это краткие формы причастий.

 

16 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  • 1) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
  • 2) Взошло по-летнему жаркое солнце и обсушило свежо зеленеющую траву и листву на деревьях.
  • 3) Дождь то тоскливо моросил то начинал отчаянно хлестать то прощально шелестел в кустах.
  • 4) В современном театре существует множество проблем как экономического так и художественного характера.
  • 5) Путешествие на лодке и пешком на велосипедах и на лыжах воспитывает в человеке волю и бесстрашие.
Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 4 5

Комментарий

Задание 16 предполагает два правильных ответа: цифры в любой последовательности. Ответом в этом задании являются цифры 45 или 54:
4) В современном театре существует множество проблем как экономического, так и художественного характера. В данном предложении стоит одна запятая при однородных членах с двойным союзом КАК… ТАК И.
5) Путешествие на лодке и пешком, на велосипедах и на лыжах воспитывает в человеке волю и бесстрашие. В данном предложении стоит одна запятая при однородных членах, связанных попарно с помощью сочинительного союза И.
В предложениях 1 и 2 запятых нет. В первом предложении два сочинительных союза И: первый соединяет однородные подлежащие: двери и окна’, второй — однородные сказуемые: отворялись и захлопывались. Во втором предложении также два сочинительных союза И: первый соединяет однородные сказуемые: взошло и обсушило; второй — однородные дополнения: траву и листву.
В предложении 3 — две запятые: при однородных членах с повторяющимся союзом ТО… ТО.

 

17 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Оказавшись в верхних слоях земной атмосферы (1) протоны (2) захватив электроны (3) превращаются в атомы водорода и (4) вступив в реакцию с кислородом (5) образуют воду.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 12345 <или> любая другая последовательность этих цифр.

Комментарий
Задание 17 предполагает цифровой ответ: одну или несколько цифр в любой последовательности.
Ответом в этом задании являются цифры 12345 или любая другая последовательность этих цифр.
В данном предложении три деепричастных оборота, выделяемых на письме запятыми.

Оказавшись в верхних слоях земной атмосферы, протоны, захватив электроны, превращаются в атомы водорода и, вступив в реакцию с кислородом, образуют воду.

 

18 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Играйте же (1) дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это (2) скудное поле,
Чтоб вечно вам (3) милым (4) казалось (5) оно.

Храните своё вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..

(Н. Некрасов)

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 1.

Комментарий
Задание 18 предполагает цифровой ответ: одну или несколько цифр в любой последовательности.
Ответом в этом задании является цифра 1: на её месте ставится запятая перед обращением дети.

 

19 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте ко-торой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Старинный пруд (1) в тёмной глубине (2) которого (3) прятались огромные карпы (4) давно привлекал наше внимание.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 14 <или> 41.

Комментарий
Задание 19 предполагает цифровой ответ: одну или несколько цифр в любой последовательности.
Ответом в этом задании являются цифры 14 или 41.

Анализируемое предложение является сложноподчинённым, состоящим из двух частей. Об этом свидетельствуют две грамматические основы: пруд привлекал, карпы прятались, причём придаточная часть — в тёмной глубине которого прятались огромные карпы — находится в середине главной, разрывает её. Следовательно, в этом предложении должны быть две запятые.
[…, (… которого …)2, …]1.
Следует обратить внимание на то, что в данном предложении союзное слово который стоит не в начале придаточной части, а в середине. Запятая в таких предложениях ставится не перед союзным словом, а сразу после главного предложения перед другими членами придаточной части: Старинный пруд, в тёмной глубине которого

 

20 Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте ко-торой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Садилось солнце (1) и (2) казалось (3) что последняя тишина опустилась на землю (4) и я больше никогда не услышу человеческого голоса.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 13 <или> 31

Комментарий
Задание 20 предполагает цифровой ответ: одну или несколько цифр в любой последовательности. Ответом в этом задании являются цифры 13 или 31.
Анализируемое предложение является сложным, состоящим из четырёх частей. Об этом свидетельствуют четыре грамматические основы: садилось солнце, казалось, тишина опустилась, я не услышу. Эти части связаны между собой сочинительной и подчинительной связью.
[…]1, и […]2, (что …)3 и (что …)4.
Первая часть (самостоятельная) — связана со 2, 3 и 4 сочинительным союзом И, запятая перед союзом ставится.
Вторая, третья и четвёртая части связаны подчинительной связью, причём вторая часть является главной, третья и четвёртая — придаточными.
Придаточные части связаны с главной частью подчинительным союзом ЧТО, запятая перед союзом ставится.
Третья и четвёртая части являются однородными придаточными, связанными между собой неповторяющимся сочинительным союзом И, запятая перед союзом не ставится.

 

21 Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Культура народов Индии — это не только её исторические памятники, города-музеи, фольклор, музыка, танец, но и высокая культура труда, выгодно отличающая жителей Индии от многих других народов. (2)Общее название народов, населяющих Индию, — индийцы. (З)Они принадлежат преимущественно к европеоидной расе. (4)Традиционная одежда индийцев —-сари, кофты и юбки у женщин, у мужчин — штаны и рубаха. (5)Культура Индии — одна из древнейших в мире. ^Памятники архитектуры — храмы, скальные монастыри, богато украшенные скульптурой, дворцы и мавзолеи — привлекают в Индию множество туристов. (7)Индия — один из древнейших очагов не только земледельческой, но и городской культуры.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 12457 <или> любая другая последовательность этих цифр.

Комментарий
Задание 21 предполагает цифровой ответ: несколько цифр в любой последовательности. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте.
Ответом в этом задании являются цифры 1, 2, 4, 5, 7 или любая другая последовательность этих цифр, потому что в предложениях под этими номерами тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации — тире между подлежащим и сказуемым, выраженными одной и той же частью речи.
В предложении 6 этот знак стоит при обособлении однородных приложений.

 

Прочитайте текст и выполните задания 22—27.

22 Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?
Укажите номера ответов.

1) Уроки литературы, которые вела Мария Фёдоровна, были уроками доброты и гуманизма.
2) Рассказчик, получив письмо от Марии Фёдоровны, не сразу позвонил учительнице.
3) Профессии учителя и врача похожи тем, что эти люди заботятся о физическом здоровье человека.
4) Мария Фёдоровна на уроках литературы приобщала учеников к великим произведениям.
5) После окончания школы все мы часто вспоминаем своих учителей, видимся с ними.

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 235 <или> любая другая последовательность этих цифр.

Комментарий
Задание 22 предполагает цифровой ответ: одну или несколько цифр в любой последовательности. Ответом в этом задании являются цифры 235 или любая последовательность этих цифр.

2) Рассказчик, получив письмо от Марии Фёдоровны, не сразу позвонил учительнице. Информация, заключённая в этом предложении, противоречит содержанию текста, в частности представленной в предложении № 24: (21)Мария Фёдоровна сама прислала мне письмо. <…> (24)Я немедленно отозвался…
3) Профессии учителя и врача похожи тем, что эти люди заботятся о физическом здоровье человека. Содержание этого предложения не соответствует информации, заключённой в четвёртом и пятом предложениях текста: (4)Вообще, я более всего почитаю две профессии: учителя и врача. (5)Эти призвания в чём-то схожи: один и другой заботятся о человеческом здоровье — только первый о здоровье нравственном, а второй — о физическом…
5) После окончания школы все мы часто вспоминаем своих учителей, видимся с ними. Содержание этого предложения не соответствует содержанию предложения № 17 текста: (17)В жизненной круговерти, увы, не так уж часто вспоминаем о них и уж совсем редко с ними видимся.

Высказывания № 1 и № 4 дублируют информацию, заключённую в тексте в восьмом и седьмом предложениях соответственно, и, следовательно, не могут являться ответами в этом задании.

 

23 Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
  • 1) Предложение 5 поясняет, раскрывает содержание предложения 4.
  • 2) В предложении 14 содержится вывод, следствие из содержания предложений 9—13.
  • 3) В предложениях 1—5 представлено повествование.
  • 4) В предложениях 29—33 заключено рассуждение.
  • 5) В предложениях 42—43 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 41.
Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 35 <или> 53.

Комментарий
Задание 23 предполагает цифровой ответ: одну или несколько цифр в любой последовательности.
Ответом в этом задании являются цифры 35 или 53.
В данном задании необходимо выбрать ошибочные утверждения. Таковыми оказываются утверждения 3 и 5.
Третье утверждение ошибочно, поскольку в предложениях 1—5 представлено не повествование, а рассуждение, о чём свидетельствует структура отрывка: тезис и доказательства; наличие вводных слов: к моему изумлению, вообще; отсутствие развития действия, характерного для повествования.
Пятое утверждение ошибочно, поскольку в предложениях 42—43 нет ответа на вопрос, поставленный в предложении 41: «Почему мы порою откладываем именно то, что касается самых близких, самых любимых?». Предложение 42 можно рассматривать как продолжение этого вопроса. А предложение 43 переключает внимание на другую сторону проблемы.

 

24 Из предложений 34—42 выпишите фразеологизм.

 

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: рвём на себе волосы.

Комментарий
Задание 24 предполагает в качестве ответа выписанные слово, словосочетание или сочетание слов.
Ответом в этом задании является фразеологизм рвём на себе волосы из предложения 42. Данное сочетание обладает основными признаками фразеологизмов:
> имеет целостное лексическое значение, которое не складывается из значений составляющих его слов: рвать на себе волосы — «приходить в отчаяние; открыто проявлять своё горе от утраты кого-либо, чего-либо»;
> воспроизводится в готовом виде, а не создаётся в речи;
> имеет постоянный состав компонентов (фразеологизм нельзя дополнить или сократить);
> весь фразеологизм является одним членом предложения: в данном случае — сказуемым.

 

25 Среди предложений 1—8 найдите такое(-ие), которое(-ые) соединено(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Ответ: 2.

Комментарий
Задание 25 предполагает цифровой ответ. Причём ответом может быть как номер одного предложения, так и нескольких. Ответом в этом задании является цифра 2.
Выбор второго предложения в качестве ответа обусловлен прежде всего наличием только в этом предложении сочинительного противительного союза А, а также тем, что в этом предложении употреблено слово школа, являющееся однокоренным слову школьные в первом предложении.

26 «Наверное, любимый учитель был в школе у каждого из нас. А как складываются отношения тех, кто уже давно окончил школу, с учителями? С теми, кто воспитывал нас не только на своих уроках, с теми, кто отдавал каждому свою любовь и заботу? Вспоминая свою первую учительницу, автор в конце текста приходит к обобщениям, прибегая к (А)______ (предложение 46). Неслучайно А. Алексин использует (Б)____ (предложения 40, 41) и (В)_____ (предложение 32). Синтаксис его речи интересен ещё и (Г)_____ (предложения 27-28, 29-30, 38-39, 49-50)».

Список терминов:
1) антонимы
2) парцелляция
3) риторические вопросы
4) риторические восклицания
5) неполное предложение
6) ирония
7) градация
8) метафора
9) цитирование

Правильный ОТВЕТ и комментарий экспертов

Комментарий
Задание 26 предполагает четыре цифры в ответе. Порядок цифр в ответе значим. В этом задании из девяти языковых средств выразительности, представленных в списке терминов, необходимо выбрать четыре.
Ответом в этом задании являются цифры 9352.

Рассмотрим каждый пример в отдельности.
Иллюстрацией языкового средства выразительности А является предложение №46, включающее прямую речь: «С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата», — говорит один из моих персонажей. Правильный ответ: цитирование (9).
Языковое средство выразительности Б представлено в тексте предложениями № 40 и № 41: (40)Куда же девалась моя деликатность ? (41)Почему мы порою откладываем именно то, что касается самых близких, самых любимых? На данные вопросы в тексте ответа нет, следовательно это риторические вопросы (3).
Языковое средство выразительности В проиллюстрировано предложением №32: (32)А ещё позже… Это неполное предложение (5).
Подсказкой выбора языкового средства выразительности Г является фраза из рецензии Синтаксис его речи интересен…, которая ограничивает выбор языкового средства выразительности из списка терминов. Если исключить из него, во-первых, те, которые уже были занесены 8 ответ под буквами А, Б и В — цитирование, риторические вопросы, неполные предложения; во-вторых, лексические средства языковой выразительности, к которым относятся 1) антонимы, 6) ирония, 8) метафора, то остаются синтаксические средства 2) парцелляция,
4) риторические восклицания, 7) градация.

Следует также обратить внимание на то, каким образом даётся ссылка на примеры в тексте. В анализируемом случае номера предложений даны через тире. Такая подача свидетельствует о том, что языковое средство выразительности создаётся одновременно обоими предложениями.
• (27)Следовало отправиться к ней в тот же вечер… (28)Но были съёмки очередной моей телепередачи «Лица друзей».
• (29)Сейчас я думаю: почему так часто повседневная суета, и в том числе «Лица друзей», как бы отстраняли от меня лица моих личных друзей, не позволяли порой к ним прорваться? (30)Хотя друзьями своими я всегда искренне и безмерно дорожил…
• (33)Наверно, была больна. (39)Но не настаивала… из-за неизменной своей деликатности.
• (49)Примите их все, перед кем виноват! (50)К кому опоздал…
Анализ указанных в рецензии пар предложений позволят сделать вывод о том, что в данном случае перед нами парцелляция (2).

Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по да иному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Возможный вариант СОЧИНЕНИЯ без комментариев

Какую роль играет учитель в жизни людей ? Над этой проблемой предлагает задуматься Анатолий Алексин.

Писатель, вспоминая свои школьные годы, не может не рассказать о человеке, оставившем глубокий след в душах многих учеников. Это учительница литературы Мария Фёдоровна, уроки которой навсегда сохранились в его памяти. «То были не только уроки литературы, а и уроки гуманизма», — пишет автор, чтобы подчеркнуть, насколько значимы для ребёнка «уроки доброты», полученные в детстве. Автор на собственном опыте убедился в этом, поэтому Алексин с искренней благодарностью вспоминает «строгие, бесценные советы» Марии Фёдоровны, которая знакомилась с его первыми литературными опусами. Этот пример показывает, насколько важны для ребёнка помощь и поддержка неравнодушного человека.

Таким образом, размышляя над проблемой, писатель приходит к следующему выводу: настоящий учитель — это мудрый наставник и заботливый помощник, поддерживающий своих учеников.

Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что хороший учитель не только даёт знания своим ученикам, но и заботится о них, учит добру и справедливости.

Итак, текст Анатолия Алексина убеждает нас в том, что настоящий учитель всегда будет верным другом, добрым помощником и мудрым наставником для своих воспитанников.

(159 слов)

Предложенное вам сочинение по всем двенадцати критериям вполне может претендовать на высокий балл.

Вернуться к Оглавлению раздела «Анализ заданий ЕГЭ по русскому языку».


Русский язык ЕГЭ. Образец варианта экзаменационной работы с комментариями экспертов к каждому заданию.

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней